Радио "Стори FM"
Navka.jpg

ara.png honor 2.jpg

Ноябрь 1883 Безымянную красавицу записали в кокотки

Ноябрь 1883 Безымянную красавицу записали в кокотки

Художник Крамской, в нарушение всех правил хорошего тона, не представил свою даму посетителям одиннадцатой выставки Товарищества передвижников. На табличке под картиной, изображающей молодую женщину в коляске, было написано «Неизвестная». Почему, гадали современники, Ивану Николаевичу потребовалось скрыть имя своей модели? Значит, с ней что-то не так.

А что может быть не так с холёной красавицей, одетой дорого и модно (шляпа «франциск», «шведские», тончайшей кожи перчатки, пальто «скобелев», в честь генерала-героя Русско-турецкой войны, с собольим мехом, золотой браслет)? Только одно – она содержанка и ей не место в приличном обществе, ни живой, ни живописной.

Третьяков приобрести скандальную картину отказался. «Неизвестная» колесила в своём открытом экипаже по частным коллекциям, пока в 1925 году скиталицу не вернули на родину и не прописали в той самой Третьяковской галерее, где полвека назад перед ней ханжески захлопнули дверь. А ещё через тридцать лет она превратилась в объект всенародного восхищения. Репродукции картин сделались в конце 50-х непременной частью интерьера.  Заводские профкомы украшали «Бурлаки на Волге», холлы гостиниц – «Утро в сосновом лесу», а в миллионах квартир и домов по-джокондовски улыбалась простым советским гражданам бывшая особа сомнительной репутации, ныне «чистейшей прелести чистейший образец».

С одной стороны, а какой ещё из растиражированных отечественных шедевров повесить над семейным диваном или буфетом? «Боярыню Морозову»? «Княжну Тараканову»? И всё же выбор не объяснялся только ограниченностью ассортимента. Совершенно очевидно, это была не просто мода, это была любовь. Молодые люди спрашивала на улицах живых девушек: не их ли прабабушка позировала И.Н. Крамскому? И живые девушки польщённо улыбались. Но не странно ли? 

В мире бушевала сексуальная революция, он сходил с ума от точёных ножек и беспокойных бёдер Мэрилин Монро, от детского рта и недетского бюста Брижит Бардо, а по Советскому Союзу, спрятав руки в муфту, застёгнутая до подбородка, триумфально катила в старинной коляске старинная красавица с потупленным взором.


«Неизвестно: кто эта дама, порядочная или продажная, но в ней сидит целая эпоха» 

П. Боборыкин


    

Автор: Лилия Гущина

фото: LEGION-MEDIA

Похожие публикации

  • На смерть поэта
    На смерть поэта
    Этого поэта было принято «не любить» среди либеральной околопоэтической публики, которая в поэты производила любых персонажей – лишь бы те соответствовали корпоративной этике
  • В поисках  русского анобтаниума
    В поисках русского анобтаниума
    Советские геологи искали Серебряную гору, православные миссионеры – языческую Золотую бабу, а казаки-староверы – райскую страну Беловодье. Нашли все они совершенно другое. Что именно?
  • Много желтых ботинок
    Много желтых ботинок
    Мы снимали финальный эпизод фильма «1001 рецепт влюблённого повара», смерть героя. Пока ставили осветительные приборы, Пьер Ришар веселил всех очередной смешной историей, мы хохотали... И тут раздалась команда: «Внимание! Мотор! Камера!» Непонятно, как ему это удаётся?! Пьер стал играть смерть героя, плакали все, даже шофёр «Лихтвагена», даже гримёрша Эльза, которая постоянно сбегала к возлюбленному... и где-то рядом выла совсем по другому поводу