Радио "Стори FM"
Navka.jpg

ara.png honor 2.jpg

15 октября 1908 Стенька Разин трижды утопил персидскую княжну

15 октября 1908 Стенька Разин трижды утопил персидскую княжну

В московском «Аквариуме», в Летнем театре и в петербургском «Колизее». Там аккордно состоялась премьера первой русской игровой фильмы «Понизовая вольница», снятой по мотивам песни Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень». Её же во время демонстрации семиминутной ленты в «Колизее» исполнил синодальный хор (публика охотно подпевала).

Дмитрию Садовникову и не снилось, что зарифмованная им история о донском атамане, утопившем в Волге не то черкешенку, не то татарку, не то турчанку, но совершенно точно очень красивую девушку, станет главной застольной песней страны, под которую вырастет не одно поколение. Он, скорее всего, таким образом справлялся с тоской по рано умершей жене (после цикла о Разине перевел «Манфреда» и «Аннабель Ли»). 

Интересно другое. До Дмитрия Садовникова тем же самым сюжетом вдохновился Пушкин. Без малейшего успеха у композиторов и толпы. Версию Пушкина от версии Садовникова отличала только причина, по которой Степан мочит красотку. У Александра Сергеевича он делает жертвоприношение реке – «Волге-матушке ею поклонился», то есть поступает как нехристь, как язычник. У Дмитрия Николаевича это демонстрация мужской солидарности и независимости. 

Последняя версия легла на русское сердце как родная, опоэтизировав классический народный треугольник (он, она, его друзья) и способ его ликвидации: за столетие существования шлягера не один муж на словах «и за борт её бросает в набежавшую волну» мечтательно закрывал глаза. 

Всенародный хит Дмитрия Садовникова вряд ли увеличил число утопленниц. Но его слово отозвалось в сознании вредным для демографии убеждением, что настоящий мужчина не променяет мужское братство и дело на бабу и без колебания «разъяснит» её по первому требованию товарищей или трудового коллектива. 

В советском кино из фильма в фильм кочевала сцена: жена встаёт между мужем и хорошими парнями, которые зовут его на целину, на БАМ, на субботник или куда-нибудь ещё, где есть место подвигу, муж жену отодвигает и навсегда громко хлопает входной дверью. Женщины у экрана вздрагивали от грохота, но в восточных глубинах души соглашались со справедливостью такого миропорядка. 

«И всё-таки почему же так захлёбывалась от восторга не только толпа, но и передовая интеллигенция… почему эту острожную песню «Солнце всходит и заходит» пела чуть не вся Россия, так же как и пошлую, разгульную «Из-за острова на стрежень»?» 

Иван Бунин




Автор: Лилия Гущина

фото:VOSTOCK PHOTO

Похожие публикации