Радио "Стори FM"
Михаил Осокин: Новое старое кино

Михаил Осокин: Новое старое кино

Неприятности у режиссера ремейка знаменитой советской комедии “Кавказская пленница” – с Максимом Воронковым судится  министерство культуры. Представители министерства подали против него иск: режиссера обвиняют в махинациях с деньгами, которые выделялись для съемок. А финансовые разбирательства дополнялись и заявлениями о нарушении авторских прав - режиссера обвинили в том, что он стал снимать ремейк, не получив разрешения у родственников Леонида Гайдая.

Между тем о нарушениях авторских прав могут заговорить не только в Москве, но и в Голливуде – если там захотят вспомнить некоторые версии о создании “Кавказской пленницы”. В этих версиях высказывались предположения, что Гайдай вдохновлялся американским кино и что он скопировал образ своей знаменитой троицы из голливудского фильма “Песня мошенника” (The Rogue Song).

Персонажи этого фильма актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди действительно сильно напоминают гайдаевскую троицу. Действие американского фильма тоже происходит на Кавказе, и один из поворотов сюжета – тоже кража невесты. Еще, как и у Гайдая, там есть сцена с медведем: Лорел и Харди идут в пещеру, затем выбегают, а следом из пещеры появляется медведь.

Версии о заимствованиях множатся: кто-то вспоминает и знаменитую фразу Шурика про развалины часовни - эти знатоки американского кино приводят похожую, по их мнению, сцену из фильма Билли Уайлдера “Один, два, три” (One, two, three), снятого за шесть лет до “Кавказской пленницы”. Там немецкий граф показывает американцу фотографию:

                 - Вот, развалины моего семейного замка!..

                 - Наша авиация разрушила?

                 - Нет, турки в XVII веке.

Похожие утверждения появились и по поводу фильма “Пес Барбос и необычный кросс” – что это была переделка американской короткометражки “Счастливый пес” (The Lucky Dog) все с теми же комедийными актерами - Лорелом и Харди. В американской комедии пес тоже бегает за главными героями с подожженной шашкой динамита.

В общем, на форумах любителей кино разгорелись ожесточенные споры – одни говорят о заимствованиях, другие считают, что у режиссеров Голливуда и у Гайдая были совершенно разные фильмы. Видимо, каждый только сам для себя может решить этот вопрос, посмотрев американские комедии “The Rogue Song” и “The Lucky Dog”, которые можно найти в интернете. А тем временем стоит вспомнить, что и Голливуд не раз охотно заимствовал то, что было придумано в СССР.

Так, например, случилось с известной советской картиной 1961 года “Планета бурь” – четыре года спустя американцы перемонтировали ее и выпустили в прокат под названием “Путешествие на доисторическую планету” (Voyage to the Prehistoric Planet). Из фильма убрали все эпизоды с символикой СССР и надписями на русском языке, а советских актеров подали как неизвестных широкой публике американских исполнителей. В титрах актеров переименовали: Георгий Жженов стал “Куртом Боденом”, Геннадий Вернов - “Робертом Чантлом”.

А несколько поколений американцев воспитывались, сами не зная того, на традициях русских народных сказок – потому что фильм 1952 года “Садко” в США тоже перемонтировали и выпустили в прокат под названием “Волшебное путешествие Синдбада”. С Сергеем Столяровым происходили все те же сказочные приключения - но из новгородского купца Садко его превратили в Синдбада.

И есть даже такая экстравагантная версия, что знаменитые “Звездные войны” тоже поэксплуатировали идеи советское кино. В Томском университете систем управления и радиоэлектроники разработали программу антиплагиата, и вот ее авторы  утверждают, что в эпизоде “Новая надежда” и в советской киносказке 1944 года “Кащей Бессмертный” совпадение сюжета – на 96%. По их словам, Люк Скайуокер и Никита Кожемяка похожи будто братья-близнецы, а магистр Йода по сюжетным ходам очень напоминает Старичка-сам-с-перст-борода-семь-верст.

В общем-то Джордж Лукас действительно черпал идеи для “Звездных войн” из самых разных источников. Например, говорят, что он использовал даже символы знаменитого творения Гауди - дома Каса-Мила в Барселоне: печные трубы на крыше, напоминающие белых стражников в шлемах, стали прообразом штурмовиков Галактической Империи. Но называть “Звездные войны” переделкой “Кащея Бессмертного” – это звучит уже как-то слишком экзотично.

Однако, как бы то ни было, есть немало примеров, как родившиеся у нас идеи давали творческий толчок Голливуду – причем порой это происходило крайне необычным образом. Скажем, некоторые утверждают, что американский режиссер Мериан Купер в 1932 году вдохновился знаменитым проектом Дворца Советов архитектора Бориса Иофана.  В центре Москвы тогда решили построить огромное здание со стометровой статуей Ленина наверху - причем в эскизах Иосифана Ленин был не в привычном пиджаке или пальто, а в облегающем гимнастическом трико, то есть практически голым.

На плакатах и в кинофильмах уже был растиражирован этот гигантский дворец, кружащие над ним самолеты - и Ленин, вытянувший вверх руку, будто пытающийся ухватить одну из машин. И вот существует версия, что как бы насмешкой над советским проектом стала знаменитая сцена в вышедшем в 1933 году фильме Мериана Купера “Кинг-Конг” -  гигантская горилла взбирается в Нью-Йорке на шпиль небоскреба Эмпайр Стейт Билдинг, вокруг кружат самолеты, горилла пытается схватить их.

Сторонники этой версии в своих книгах пишут: “Сцену придумали как явную пародию на Дворец Советов, режиссер “Кинг-Конга” увидел проект Иофана – и не упустил возможности поглумиться над будущей советской святыней”. И некоторые считают, что именно этот пародийный образ повлиял на решение Сталина отказаться от строительства дворца. Хотя официально разговоры об этом строительстве продолжались еще более двадцати лет – и нынешняя станция метро “Кропоткинская” до 1957 года  все еще носила многообещающее название “Дворец Советов”...

фото:КиноПоиск

Похожие публикации

  • Михаил Осокин: Тырмандыр и космос
    Михаил Осокин: Тырмандыр и космос
    Роскосмос предложил внести космодром "Байконур" в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Действительно, Байконур – это первый и крупнейший в мире космодром, собрание гигантских промышленных артефактов. Пятнадцать стартовых площадок, десятки монтажных корпусов, целые подземные города и два аэродрома...
  • Михаил Осокин: Сказ про царя Никиту
    Михаил Осокин: Сказ про царя Никиту
    Российские банкиры вспомнили хрущевские времена. На вечеринку по случаю инвестиционного форума в Москве гости пришли в костюмах в стиле 50-х годов, а один из руководителей ВТБ оделся Хрущевым. Лозунги на стенах и речи выступавших тоже были стилизованы под ту эпоху - "инвесторы всех стран, объединяйтесь", “передовой отряд всемирного инвестиционного движения”.