Беседовала Галина Светличная
Согласно небольшому опросу среди моих знакомых, Татьяну Веденееву знают буквально все. Накануне юбилея легендарной телеведущей мы сидим в ее театральной гримерке, где актриса готовится к спектаклю, говорим о творчестве и планах на будущее.
Телевидение
Сложно быть узнаваемым человеком такое длительное время?
- Я об этом даже не задумываюсь. Узнаваемость вызвана работой, которая мне нравится. Был такой случай: на мероприятии парень с трехдневной небритостью, увидев меня, громко крикнул: «О, тетя Таня, здравствуйте!» Я была ошарашена. А потом я привыкла. Те, кому сейчас больше тридцати – мои зрители. Они выросли, сделали карьеру. Часов в 10 вечера после спектакля я частенько захожу в магазин, где встречаю трудоголиков, забежавших что-то купить поесть, потому что они целый день работали, и вот стоит мне заговорить, как они поворачиваются и узнают меня даже по голосу. Вот эта «тетя Таня» меня стала сопровождать повсюду. И я так к этому привыкла, что мне это, наоборот, нравится. Это такой фирменный знак. Когда я слышу «тетя Таня» от людей, которые чего-то добились в своей жизни, то я, как мама, ими горжусь.
"Спокойной ночи, малыши!"
Недавно была на очень статусном мероприятии. За моим столом сидела пара, обоим лет по сорок. В конце вечера женщина подошла ко мне и сказала: «Я должна вам кое-что сказать: вы такую огромную роль сыграли в моей жизни… У меня несколько бизнесов – и в них тоже есть ваш вклад». Я была ошарашена. Я думаю: ладно в жизни – я еще могу понять, но как я могла сыграть роль в ее бизнесе? Видимо, «всему виной» передача «Спокойной ночи, малыши!», где я была телеведущей. Она длилась всего 15 минут, но в ней была заложена серьезная драматургия. Там был Хрюша – практически отрицательный персонаж, но его все дети больше всего любили, потому что он был хулиганистый, непослушный. И были положительные персонажи – тот же Степашка и Филя. Каждая сцена строилась так, что ненавязчиво она говорила детям, что есть хорошо, к чему надо стремиться, что делать правильно, а что – нет. Казалось бы, в одно ухо влетело, в другое - вылетело. Ан нет, посеянные зерна проросли и дали хороший урожай.
Да, воспитание – дело тонкое. Иногда эффект приходит, откуда не ждали.
- Раньше воспитанием занималась школа. Я была хорошей ученицей, но однажды покрасила волосы в темноте в ванной, чтобы родители не видели. А утром увидела, что я фиолетовая. Пришлось идти в школу в таком цвете. Увидев меня, завуч тут же вызвала отца. Я думала, что мне конец. Тогда к этому учителя относились очень серьезно: ты не так одеваешься, красишь волосы, плохо себя ведешь, спустя рукава учишься – по всем пунктам сразу принимались меры. Сейчас это вообще никого не волнует. Не хочешь учиться? Да какие проблемы, хочешь красные волосы – пожалуйста. Сейчас школа берет на себя только функцию образования, но не воспитания.
Степашка и тетя Таня на встрече со зрителями
И вот что интересно: когда ребенку что-то внушает учитель или родитель, он может и не послушать. А вот кого-то со стороны – кому он доверяет – скорее послушает. Нашим кукольным героям явно доверяли.
Пик вашей работы на ТВ пришелся на середину 80-х. «Спокойной ночи, малыши!», «Будильник»… Именно с этими передачами связывают ваше имя. У вас там очень яркие образы. Вам их прописывал режиссер, или это было ваше творчество?
- К сожалению, в те времена у нас не было ни дизайнеров, ни продюсеров, ни стилистов. Режиссера заботило только то, чтобы ты правильно сидел в кадре и четко произносил текст. Одежда, прическа, макияж были результатом моего собственного творчества.
Я, кстати, не только разработала свой собственный имидж, но и изобрела ноу-хау, как мне казалось, организации процесса записи передач. Я предложила записывать не по одной передаче, а по три сразу. Как потом выяснилось, на Западе это уже применяли. Дело в том, что я катастрофически ничего не успевала. «Спокойной ночи, малыши!» не были работой диктора. То есть свои 8 часов я должна была отработать, а по дороге домой или на работу нужно было заезжать на Шаболовку записывать «Спокойной ночи, малыши!» или «Будильник». За это конечно платили отдельно, но и времени не было вообще. А у меня еще был маленький ребенок, которому тоже нужно было уделять время. Вот я и придумала такой ход. Мне тогда Владимир Шинкарев (редактор передачи - ред.) сказал: «Если артисты согласятся, то я не против». А артистам - тем, кто за кукол работает, - тоже время нужно было. И тогда мы писали по три программы, что существенно облегчило нам жизнь.
Сейчас очень много телеведущих, пришедших на ТВ разными путями и, зачастую, не имеющих профильного образования. Нужно сказать, что и русский язык у них не всегда классический. Как вы считаете, такая «демократизация» профессии – это благо или напасть?
- Это палка о двух концах. Начну издалека. Я была в командировке в Канаде. Меня попросили дать интервью для развлекательного канала в прямом эфире. И вот мы подъезжаем к зданию с огромными окнами во всю стену до пола. Там шум-гам, много людей, танцы. В этом шуме-гаме меня расспрашивали, есть ли у нас танцплощадки, кто туда ходит и т.д. Я тогда спросила, что это за канал? Мне ответили – 124-я кнопка. Я была потрясена. У нас было всего три канала на тот момент! А сейчас у нас точно не меньше 124-х. В начале Перестройки я давала интервью журналу «Собеседник». Они спрашивали меня, как я вижу будущее телевидения. Я, вспомнив историю с Канадой, сказала: «Мне кажется, что будущее ТВ – это разъединение каналов. Журналистка на меня посмотрела, как на девушку с температурой, потому что это казалось нереально: у нас центральное телевидение, как это каналы могут разъединиться?! Прошел год, и каналы стали разъединяться. Именно тогда сократили дикторский отдел. В то же время стали приходить новые люди, в том числе - телеведущие. В кадр стали ставить кого угодно. Я вскоре уехала заграницу, наблюдала за всем этим со стороны и думала: «Какой кошмар! Как хорошо, что я в этом не участвую».
С актёром Семеном Морозовым
Но в то же время на экране стали появляться журналисты, которые очень профессионально работали. Однако и тут все было неоднозначно. Помню, когда на Первом канале стали появляться хорошо одетые молодые журналисты в модных очках. Они красиво складно говорили. Надо понимать, что тогда уже появились суфлеры. У нас-то их не было. Я так натренировала память, что могу и сейчас с ходу запомнить страницу текста. А они могли этого уже не делать. Но был такой момент: я стала ловить себя на мысли, что не могу запомнить их фамилии. Они мне нравились, были культурными, но… я не чувствовала за ними бэкграунда, опыта жизни… Вот сейчас стали появляться люди с бэкграундом. Это скорее специалисты, психологи, например. Они могут путать ударения в словах, но за ними стоит опыт.
Фактически вы ответили и на мой следующий вопрос о будущем телевидения.
С Анной Шатиловой, Владимиром Молчановым, Аллой Данько, Татьяной Судец и Евгением Кочергиным
- Хочу еще добавить, что помимо расслоения каналов телевидение вынуждено будет стать более интерактивным. Поделюсь собственным опытом. На телеканале «Домашний» у меня была передача «Татьянин день». Приходили гости. В эфире я произносила поговорку. Того, кто первый ее услышит и позвонит, приглашали на следующую передачу. Интерес личного участия сильно влиял на популярность передачи. Почему сейчас публика уходит в интернет? Да потому, что там есть клубы по интересам на любой вкус и кроме того есть интерактив. Так вот, интерактив должен вернуться на телевидение.
Кстати, а куда делась эта передача?
- На канале сменилось руководство и сменилась концепция. Там больше нет прямого эфира.
Татьяна, вы ведете социальные сети?
- Раньше вела. Но в последний год я этого не делала. Я немного устала от них. Но все же скоро вернусь в сети. Я читала, что по объему рекламы интернет обошел федеральные телеканалы. Люди туда стремятся, больше там находятся. От сетей никуда не деться.
Скучаете по телевидению?
- Скучаю, конечно, полжизни прошагала с ним вместе. Но пока предложений по работе нет, хотя меня часто приглашают на программы в качестве гостя.
Кино
Съёмка фильма "Легенды навсегда"
Вероятно, телевидение занимало у вас огромную часть жизни, поэтому кино досталось меньше вашего внимания. За время учебы в ГИТИСе вы снялись в шести фильмах. Самый известный, конечно, «Здравствуйте, я ваша тетя!» - роль Эллы Делей. И все же: почему ролей в кино у вас не так уж много?
- Когда мне предложили седьмую картину, мое телевизионное начальство поставило ультиматум: любо здесь, либо там. К тому времени я уже год работала на телевидении. И я отказалась от роли. После окончания съемок неизвестно, сколько бы пришлось ждать нового предложения. Гурченко не снималась 15 лет. Много и других примеров. Я выбрала телевидение. Сейчас всем все разрешено. И это правильно. Чем человек больше занят в разных областях, тем у него насыщеннее опыт – тот самый бэкграунд. И зрители это считывают.
Театр
С 2009 года вы состоите в труппе театра «Школа современной пьесы». Какое место в вашей жизни занимает театр?
- Сейчас довольно большое. Я случайно оказалась здесь. Судьба все же существует! Я училась на актрису, но после студенческих лет на сцену как актриса не выходила. Я выходила как Татьяна Веденеева и просто была сама собой. И вот 14 лет назад вмешался его Величество Случай, и круг замкнулся. Был Татьянин день, меня пригласили на капустник в театр Современной пьесы в качестве гостьи. Потом был маленький банкет, и тут прибежал помощник режиссера и сказал, что заболела актриса и нужно срочно снимать спектакль. И худрук, который сидел напротив меня (Иосиф Райхельгауз – ред.), сказал: «Таня, выручи!» Я согласилась. Это оказалась длинная пьеса, где моя героиня была в диалогах со всеми артистами и все время на сцене. Выучить монолог для меня не составляет труда, а диалог – совсем другое дело. Надо знать не только свой текст, но и текст партнера. И знать, в какую сторону пойти в какой момент. Когда я пришла на следующий день, у меня была квадратная голова. Я даже уснуть не смогла. Еле успела дочитать пьесу за ночь. Всех артистов, занятых в спектакле, вызвали к пяти часам. Среди них была Таня Васильева, которая на меня ТАК посмотрела… Она посмотрела на меня как на сумасшедшую, которая всех хочет подставить. Как можно прийти и с листа сыграть роль! А после спектакля она отдала мне свой букет, который ей подарили. Потому что я не ошиблась ни разу. Я конечно себе шпаргалок наделала. До 5 вечера я писала шпаргалки, я их везде рассовала. За кулисами стояла завлит с раскрытой пьесой. Я иногда выбегала и при свете фонарика считывала текст. Потом выходила и играла.
А какие роли были наиболее знаковые?
С Владимиром Березеным
- В «Последнем ацтеке» роль была написана будто для меня. Сначала играла с Альбертом Филозовым, потом с Владимиром Качаном. История этой пьесы была подсказана Геннадием Хазанов и произошла с его знакомыми. Это реальная история. Спекталкь по сути о взаимоотношениях двух людей, оказавшихся за границей.
А вторая пьеса была для меня тяжелая. Это не совсем моя роль. Я буквально вывернулась наизнанку. И попала в госпиталь на нервной почве. Даже моя подруга иногда говорила: «Что с тобой происходит? Ты какая-то другая!». Но я продолжала копаться в себе, добиваясь нужного результата.
Сыграла правда несколько раз. Пока спектакль приостановлен по техническим причинам.
Каковы театральные планы?
- У нас сейчас новый руководитель (Дмитрий Астрахан – ред.) и новая концепция в театре. Раньше мы играли только современные пьесы. А новый руководитель сказал, что это неправильно, современных пьес мало, а у нас хорошие артисты, которые могут играть и классику. Сейчас мы ставим Островского, например. И будем репетировать Томаса Брэндона «Тетка Чарлея», где я конечно буду играть уже не воспитанницу, меня повысили, я буду играть миллионершу из Бразилии, «где много диких обезьян».
Бизнес
Татьяна Вениаминовна, вы себя реализовали во многих сферах. Одна из них – бизнес. Я помню линейку соусов «Трест Б» - премиальную и очень вкусную. Давно ее не встречаю в магазинах. Как сейчас обстоят у вас дела в сфере бизнеса?
- Год назад бизнес сильно пострадал. У нас были посадки и цеха в Болгарии. Продали за копейки. Из этой деятельности я вынесла уважение к людям, которые решаются открыть свой бизнес. В 90-е годы у нас было пренебрежение к ним, что это мол спекулянты и шпана какая-то… На самом деле это очень смелые, зачастую хорошо образованные люди. Они рисковали своими деньгами и даже жизнями. Я очень их уважаю и понимаю.
Красота
Наверняка вам часто говорят, что вы отлично выглядите. Как удается сохранить красоту? Поделитесь секретом.
С Александром Васильевом
Последний вопрос В интервью СТОРИ ваш ТВ-коллега Александр Васильев сказал, что женщина после 50-ти должна быть востребована и независима от мужчин. Вы согласны?
- Согласна. Недавно ушедшая и любимая мною Тина Тёрнер утверждала, что жизнь женщины начинается после 50-ти. Это так! Карьера сделана, дети выросли, можно и собой заняться. Возможно даже сменить профессию. Опыт очень важен, особенно для людей публичных. Так что у меня надеюсь еще много впереди! (улыбается)
фото: личный архив Татьяны Веденеевой